Биография. Биография Старов биография

К северо-востоку от Рузы, близ села Никольское, на одном из живописных холмов расположена чудом уцелевшая жемчужина русской культуры - усадьба князей Гагариных. Из усадьбы открывается взору чрезвычайно живописный вид на Тростенское озеро и прилегающие окрестности. У подножия холма - голубая лента реки Озерны. Просвещенный садовод XVIII века А.Болотов так писал об усадьбе: "... едучи подле большого озера, прилегающего к той горе, на которой был....каменный дом, не мог я положением, всех окружающих оное озеро мест, довольно налюбоваться".

Усадебный ансамбль в Никольском - Гагарине (1774 -1776 гг.) создан выдающимся русским архитектором Иваном Егоровичем Старовым. Проект усадьбы - одна из его ранних работ. Затейливость архитектурной выдумки, пронизанной удаляющимся духом барокко, вызывает какое-то мистическое благоговение. Примечательно, что этот архитектурный комплекс - единственное творение на московской земле. А храм в Никольском-Гагарине - это единственный церковный проект Старова.

Сегодня данный факт мало кто вспоминает и знает, особенно молодое поколение. Но тем не менее, 240 лет великолепие и изящество этой старинной дворянской усадьбы пленяет красотой, незримыми чарами манит подойти и взглянуть поближе.



Рядом с усадебным домом Старов тогда же построил Никольскую церковь - усыпальницу владельцев усадьбы. Она украшена колоннами и по стилю принадлежала будущему периоду русского зодчества-классицизму. Отдельно стоявшая колокольня с возвышенной колоннадой была также сооружена в монументальных формах поднего классицизма. Посетителей имения всегда восхищала ее изысканная архитектурная законченность и красота. К сожалению, колокольню во время войны гитлеровцы уничтожили (1941 г.).


Но в настоящее время колокольня восстановлена.


Надо отметить, что здесь везде в стадии формирования предстает классицизм, соединяя барочный размах с новой строгостью пластической отделки. Иногда эта монументальная строгость даже предвосхищала ампир, как это было в колокольне.

Специалисты, в частности И.Грабарь, так оценивали работу И.Старова: «Здесь не только предугаданы грядущие пути и намечены вехи, но совершен невероятный, прямо фантастический скачок в будущее столетие и властно воплощена воля ближайшего, не родившегося еще поколения».

Иван Егорович Старов родился в в семье дьякона Московской епархии, обучался в гимназии при Московском университете. Видя необыкновенные способности к изобразительному искусству, его в числе "бедных, но способных учеников" отправляют учиться в Петербург в только что образованную Академию художеств. В Петербурге он близко сошелся с В.И.Баженовым, который и зажег в нем любовь к зодчеству.

За выдающиеся успехи по окончании академического курса для дальнейшего совершенствования он в качестве пенсионера академии был отправлен за границу. В Париже работал в мастерской известного в Европе зодчего Шарля де Вайи. В Риме молодой художник изучал итальянскую архитектуру, в особенности его интересовали памятники эпохи Ренессанса и античности. За шесть лет Старов основательно изучил гражданскую и особенно церковную архитектуру.

По возвращении в Россию советом академии художеств он за представленный им проект здания шляхетского кадетского корпуса признан академиком. В 1772 году И.Е. Старов назначен главным архитектором в "Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы". Он разрабатывал проекты регулярной застройки для старой и новой столиц, а также Воронежа, Пскова, Ярославля и некоторых других провинциальных городов.

Усадебный ансамбль в Никольском-Гагарине является наиболее значительным среди его сохранившихся ранних работ. Главный дом, Никольская церковь и другие постройки, в которых еще доминировали криволинейно-барочные структуры планов и объемов, органично вписывались в подмосковный ландшафт. В целом в этой усадьбе композиционно воплотились разнообразные направления и стили русского зодчества.

Умер И.Е.Старов в Петербурге в 1808 году и погребен на Лазоревском кладбище Александро -Невской лавры.

После смерти Ивана Старова в домашних бумагах и в академии художеств осталось большое количество архитектурных проектов и заметок. Его творчество имело глубоко новаторский характер. Им, как и его современниками - великими зодчими В.И.Баженовым и М.Ф.Казаковым, были выдвинуты те художественные идеи и принципы, которые надолго определили пути развития отечественной архитектуры -русского классицизма.

Память о талантливом русском архитекторе Старове хранят длинный ряд построек в различных местах России: Таврический дворец (1782 г.) собор Александро-Невской лавры (1779-1791 гг.); собор в Софии, близ Царского Села, церковь Казанской Божией Матери в Петербурге и дачные дворцы в имениях Демидова - Скворицы и Пелла, Петербургской губернии.

Для нас, ружан, старинная дворянская усадьба Никольское-Гагарино творения Ивана Старова - особая гордость: Это не просто памятник раннего русского классицизма. Это история дворянской усадебной культуры Рузского края XVIII века.

Старов Иван Егорович

С таров (Иван Егорович, 1743 - 1808) - архитектор, в 1755 г. был принят в воспитанники Московского университета, через год переведен из него в гимназию при Санкт-Петербургской Академии Наук и в 1758 г. поступил в ученики Академии Художеств. Окончив в ней курс, с 1762 по 1768 г. путешествовал за границей в качестве пенсионера академии и долее всего оставался в Риме. По возвращении своем в Санкт-Петербург, за проект здания для кадетского шляхстского корпуса, был признан в 1769 г. академиком, в следовавшем затем году занял в академии должность адъюнкт профессора, из которой в 1770 г. повышен в профессоры и в 1794 г. в адъюнкт ректоры. Служил, кроме того, при Кабинете Ее Величества и комиссии строения императорских дворцов и садов. Важнейшие из произведенных им сооружений - собор в Александро-Невской Лавре (1779 - 1791), Таврический дворец в Санкт-Петербурге (окончен в 1782 г.), собор в Софии, близ Царского Села, и дачные дворцы в имениях

14 ноября 1779 г. императрица Екатерина II подписала грамоту о предоставлении «... Обществу крымских христиан Армянского закона» льгот и права построить и основать сёла в округе крепости св. Димитрия Ростовского. В следующем 1780 г. был утвержден план нового армянского города на берегу Дона и заложена первая деревянная церковь . В 1781 г. состоялось торжество освящения и основания города, получившего название Нахичеван-на-Дону . Его первый генеральный план известен по обнаруженной академиком О. Халпахчьяном в архиве Москвы копии, снятой вахмистром Григорием Горлецким .

По мнению многих историков и искусствоведов, автором генплана, а также предшествовавшего ему эскиза был известный русский архитектор Иван Егорович Старов. Ему приписываются и проекты двух самых значительных культовых зданий Нахичевана: собора во имя св. Григория Просветителя на центральной площади и церкви монастыря Сурб-Хач в окрестностях города.

Подробности биографии Старова недостаточно известны, даже дату его рождения исследователи называют разную: 1743, 1744, 1745, 1748 гг. .

Будущий зодчий родился в семье дьякона. С 11 лет он учился в гимназии при Московском университете, с 1758 г. продолжил образование в Санкт-Петербургской Академии художеств. В 1762 г. окончил её с золотой медалью, получил шпагу (знак дворянства) и стал вторым в истории Академии пенсионером-архитектором, которого отправили на стажировку в Западную Европу (Париж, Рим) . В 1768 г. архитектор вернулся в Петербург и выполнил проект на соискание звания академика.

С 1772 г. он работал в «Комиссии о каменном строении С.-Петербурга и Москвы», участвовал в реконструкции «погоревших мест» Москвы, Любима, Порхова; разрабатывал проекты планировки Пскова, Нарвы, Великого Устюга, Воронежа. В эти годы он построил дворцовые ансамбли и усадебные комплексы в Богородицке и Бобриках под Тулой, в Никольском-Гагарине под Москвой, в Тайцах и Сиворицах пол Петербургом .

В конце 1770-х гг., после утверждения России на берегах Чёрного моря, зодчий активно работал по освоению земель Новороссии. Своими проектами он предопределил характер градостроительства в этом регионе, положил начало формированию художественного облика таких южнорусских городов, как Екатеринослав, Николаев, Херсон.

Одна из первых его работ - проект Нахичевана. В отличие от последующих грандиозных планов Старова, это был проект гражданского торгового поселения у судоходной реки. Близость природного строительного материала (камень-ракушечник, глина, камыш) и лесных массивов способствовали быстрому строительству города и его экономическому развитию .

Городская территория с небольшим уклоном к реке обрывалась у берегового склона, изрезанного оврагами.

Отведённая для Нахичевана площадь (780 х 1175 саж.) была рассчитана по нормам XVIII в. на перспективу роста города до 85-90 тыс. чел. |6]. Ориентация основных улиц определялась с запада на восток. Прямоугольные кварталы вытягивались с севера на юг.

Особенностью планировки города было размещение на главной композиционной оси центральной площади с торговым и административным центрами и собором. Вокруг размещались приходские церкви. На берегу намечалось расположить строения для обслуживания судов.

Город обращался лицом к Дону. У реки и в пределах трёх средних кварталов центральной площади предполагалось возвести собор, архиерейский дом, семинарию и другие административные здания. С крепостью город связывали две дороги. Одна из них, ранее ведущая в Полуденку (форштадт), спускалась от восточных ворот крепости к берегу Дона, другая новая шла к главной Соборной улице .

При разработке плана Нахичевана Старовым были сформированы приёмы, получившие развитие в его последующих проектах городов Новороссии: прямоугольная разбивка кварталов, главная перспективная ось города, центральная площадь - административный, торговый, духовный центр, и ритмичное введение приходских церквей в сетку улиц.

С центральной площадью города был органически связан храм Григория Просветителя, занимавший на ней центральное положение и замыкавший перспективу главной улицы.

По преданию, во время возведения Таврического дворца в Санкт-Петербурге императрица Екатерина II сказала зодчему: «Ты строишь Таврический дворец, а теперь для таврических переселенцев строй хороший собор» .

Долгая драматическая история строительства собора во имя Григория Просветителя (1783-1807) отразила первые страницы истории города. Храм возвели в стиле русского классицизма. В строгое убранство его фасадов и интерьеров органично вошли древние хачкары (XIV-XVI вв.), привезённые из Крыма.

Среди приземистой нахичеванской застройки начала XIX в. стройная звонница и купол собора стали неотъемлемыми градоформирующими элементами площади и панорамы Нахичевана с Дона.

Крестообразный в плане храм с пристроенной колокольней имел три входа, украшенных дорическими порталами. Аналогичные пилястры оформляли ярусы звонницы и светового барабана. Купола завершались малыми цилиндрическими объёмами, их увенчивали позолоченные кресты.

Местоположение и архитектурный образ храма во многом определил дальнейшее функциональное разделение обширной площади на четыре меньшие, разные по назначению: Екатерининскую, Базарную, Полицейскую, Бульварную, и на облик возводимых здесь строений.

Описывая собор Старова, нельзя не упомянуть о другом произведении архитектора - церкви и колокольне усадебного комплекса в Никольском-Гагарине, созданных в 1773 г. Этот однокупольный храм очень близок своему позднему нахичеванскому аналогу по композиционной основе и трактовке ордера. Надо отметить, что собор Григория Просветителя отличался большим композиционным единством, художественной законченностью и цельностью стиля, нежели никольско-гагаринская церковь . К сожалению, ныне оба храма сохранились только на фотографиях.

Не чуждой оказалась стилистика лаконичных форм русского классицизма армянской монастырской церкви Сурб-Хач, расположенной в окрестностях Нахичевана в излучине реки Темерник.

Церковь заложили в 1783 г. одновременно с храмом св. Григория Просветителя. Монастырь назвали в честь одноимённого армянского комплекса близ поселения Старый Крым на Крымском полуострове.

Здание церкви прямоугольное, в плане оно незначительно расширено в средней части. На восток выступает полуциркулярная апсида. Храм венчался куполом на световом барабане. Его завершал глухой малый фонарь с купольным покрытием и с крестом. Входы оформлялись четырёхколонными портиками. Лаконичное убранство церкви было представлено трёхчастным антаблементом нижнего яруса, венчающим карнизом барабана, пилястрами на краях фасадов и в простенках барабана. Фасады церкви и интерьеры также украшали древние хачкары.

Кроме этих двух нахичеванских храмов, тема однокупольного культового сооружения неоднократно проявлялась в творчестве мастера как на основе крестообразного плана, так и на основе базиликального. Пример тому Казанская церковь в Богородицке (1773), церковь в Бобриках (1771), Екатерининский собор в Херсоне (1778), соборы в Дубровне (1789) и Николаеве (1790), церковь в Богоявленске (1790), проект собора для Екатеринослава (1790). По чертежам Старова был возведён Софийский собор в Царском Селе (1782-1791) .

Об адаптации архитектурных форм классицизма в среде армянского города на Дону существуют разные мнения. Я полагаю, что в нахичеванских строителях и жителях сказалась генетическая память предков о влиянии эллинизма на культуру древней Армении. И на рубеже XVIII и XIX вв. формы классицизма благосклонно принимались новонахичеванцами, ибо будили ассоциативный ряд воспоминаний о счастливом детстве своего народа.

Оценивая сегодня церковь монастыря Сурб-Хач, одно из немногих уцелевших в провинции архитектурных творений И. Е. Старова (несмотря на то, что она ремонтировалась, разрушалась и реконструировалась), хочется напомнить, что это ныне единственный христианский храм XVIII в. на территории современного Ростова.

Последний период жизни зодчего также был плодотворным. С 1786 по 1798 г. он являлся главным архитектором «Конторы строений Ея Императорского Величества домов и садов»; возглавлял работы в Зимнем, Мраморном, Аничковом, Чесменском дворцах. Неоднократно выполнял заказы богатейших аристократических семей России, преподавал в Академии художеств, получил в 1785 г. звание профессора. В 1793 г. зодчему был пожалован орден Владимира третьей степени .

Оценивая творчество И. Е. Старова, искусствоведы сходятся в том, что в своих произведениях мастер предвосхитил период наивысшего расцвета классицизма в русском зодчестве первой трети XIX в., выдвинувшего прогрессивные приёмы и методы построения ансамблевых композиций. Мы это видим и в планировке Нахичевана, и в архитектурном почерке собора Григория Просветителя и церкви монастыря Сурб-Хач.

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Халпахчьян О. X. Архитектура Нахичевани-на-Дону. - Ереван, 1988.
  2. Бархударьян В. Б. История Армянской колонии Новая Нахичевань (1779-1917). - Ереван, 1996. - С. 36
  3. Список русских художников / сост. С. Н. Кондаков. - СПб., 1914.
  4. Кючарианц Д. А. Иван Старов. - Л.: Лениздат, 1982.
  5. Кириков Б. М. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга. - СПб., 2003. - С. 41.
  6. Вартанян В. Г., Казаров С. С. Армянская Апостольская церковь на Дону. - Ростов н/Д, 2001. - С. 10.

ИВАН ЕГОРОВИЧ СТАРОВ - Архитектор, один из основоположников русского классицизма.Любимый архитектор,строитель Светлейшего Князя Г.А,Потемкина-Таврического.


ИВАН ЕГОРОВИЧ р одился в Петербурге 12 (23) февраля 1745 - хотя есть данные о 43 и 44 годах, в семье дьякона. Он обучался в школе для детей "духовного чина". Когда мальчику минуло одиннадцать лет, родители, стремясь дать ему светское образование, отдали сына в гимназию при Московском университете.
Затем Старов учился в петербургской Академии художеств, также только что (1757) основанной, где его наставниками были Ж.-Б.Валлен-Деламот и А.Ф.Кокоринов, впоследствии со Старовым породнившийся (их жены были родными сестрами).

Он был одним из первых профессоров академии, а в 1761 году стал ее директором. Именно в том году Кокоринов сообщил И.И. Шувалову о результатах экзаменов, состоявшихся 1 сентября 1761 года, на которых Иван Старов занял первое место по архитектурному классу.В сентябре 1766 года пришло долгожданное дозволение ехать в Рим "и пробыть там один год и шесть месяцев во всей Италии". Впоследствии этот срок сократился до года.

После кончины Кокоринова в 1772 году Старов спроектировал надгробие для его могилы.
Старов оказался в числе воспитанников первого выпуска Академии художеств, состоявшегося в 1762 году. Восемнадцатилетний архитектор получил основательную теоретическую подготовку. По окончании академии Старову вручили шпагу, а за успехи и несомненный талант - золотую медаль, дававшую право на заграничную поездку.
Осенью 1762 года Старов прибыл в Париж в качестве «пенсионера». Во Франции он практиковался у Шарля де Вайи, учился по программе французской Королевской Академии архитектуры. Через пять лет Старов отправился в Италию, где посетил Турин, Парму, Модену, Болонью, Флоренцию и Рим. Здесь он познакомился с творчеством А. Палладио. Начались годы овладения достижениями европейского зодчества. Лишь 1 сентября 1768 года двадцатичетырехлетний архитектор возвратился в Петербург.

По возвращении своем в Санкт-Петербург, за проект здания для кадетского Сухопутного шляхетского корпуса - это был его первый самостоятельный проэкт, был признан в 1769 г. академиком, в следовавшем затем году занял в академии должность адъюнкт профессора, из которой в 1770 г. повышен в профессоры и в 1794 г. в адъюнкт ректоры. Служил, кроме того, при Кабинете Ее Величества и комиссии строения императорских дворцов и садов.

В 1772 году Старова определили в "Комиссию о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы". В начале 1770-х годов Старов строит дворцовые ансамбли в Богородицке и Бобриках под Тулой.



Усадебная церковь.Богородицк


Дворец в Богородицке

Спустя два года после разработки этих проектов, в 1773 году, Старов возводит для С.С. Гагарина великолепный усадебный дом в селе Никольском, теперь примерно в девяноста километрах от Москвы.


Усадебный дом в Никольском-Гагарине (Московская область)

Среди его сохранившихся ранних работ наиболее значителен великолепно вписанный в ландшафт усадебный ансамбль в Никольском-Гагарине (близ Рузы, к западу от Москвы; 1774-1776), включающий главный дом, Никольскую церковь и другие постройки, - здесь еще доминируют криволинейно-барочные структуры планов и объемов. Классицизм везде предстает в стадии формирования, соединяя барочный размах с новой строгостью пластической отделки (иногда эта монументальная строгость даже предвосхищает ампир, как это было в колокольне храма в Никольском, разрушенной во время военных действий 1941).
В начале и середине 1770-х годов Старов проектирует и строит три оригинальных ансамбля невдалеке от Петербурга - дачу А.Г. Демидова на Петергофской дороге.



Воспроизведенный здесь рисунок Александро-Невской церкви был сделан в 1941 году немецким военным художником Юргеном Бугсгевденом, чье подразделение дислоцировалось в Тайцах. Этот и другие, чудом сохранившиеся рисунки Юргена, в частной коллекции .


Усадебный дом.Тайцы. А так же усадьбы для братьев А.Г. и П.Г. Демидовых - своих шуринов - в Тайцах и Сиворицах.



Троицкий собор Александро-Невской лавры

В 1774 году Старов приступает к воплощению в натуре одного из своих самых капитальных произведений - Троицкого собора Александро-Невской лавры, который заканчивает в 1790 году. Реконструировав территорию на левом берегу Монастырки, Старов создал новую площадь — площадь Александра Невского. Охваченная полуциркулем каменных стен (1783-85), площадь связывает ансамбль лавры с Невским проспектом.

Святого благоверного князя Александра Невского церковь.Современный вид. И вверху и внизу.

Выстроил Троицкий собор (1776-90) и Надвратную (Скорбященскую) церковь (1783-85).

Свято троицкий собор

Троицкий собор, ставший композиционным центром ансамбля лавры, представляет собой крестообразное в плане здание, разделенное на три нефа пилонами, несущими своды, и увенчанное мощным куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две башни звонниц, расположенные по сторонам главного входа, оформленного лоджией и 6-колонным портиком дорического ордера. Две дугообразные галереи, прорезанные арками проходов, соединяют собор с Духовским и Федоровским корпусами.

Облик ансамбля и парка перед ним со стороны Невы производил удивительно цельное впечатление. В этом проявилось умение Старова найти масштабную и стилистически выразительную доминанту, соподчинявшую все элементы композиции, сливая их в единое целое. Троицкий собор, ставший памятником архитектура русского классицизма, был одной из главных работ Старова.


С середины 1770-х годов творческая деятельность Старова становится широкой и многогранной. Он выполняет различные архитектурные работы по заказам выдающегося государственного деятеля, человека острого ума и неукротимой энергии Г.А. Потемкина.

В 1778 году Старов разрабатывает для Потемкина проекты увеселительного дома в Озерках и дворца в Осиновой Роще.

В 1782 году приступает к проектированию на участке Конной гвардии дворца, названного впоследствии Таврическим .

Этот лаконичный по архитектуре и декору дворец по праву считается одним из лучших произведений зрелого классицизма в России.

Таврический дворец.Главный фасад.

Величественное здание состоит из трех самостоятельных корпусов. В глубине парадного двора, отделенного от улицы невысокой оградой, расположен центральный 2-этажный корпус с 6-колонным портиком и плоским куполом на невысоком барабане. Два боковых служебных корпуса, соединенных с центральным флигелями, ограничивают с двух сторон парадный двор. Изысканная скромность и простота фасадов дворца контрастировала с великолепной роскошью убранства интерьеров.

Таврический дворец со стороны сада.

По проекту Старова позади Таврического дворца в 1783-89 был разбит прекрасный сад, ставший памятником садово-паркового искусства. На его территории были устроены искусственные холмы, каналы, пруды с островами,

мосты (в 19-20 вв. частично перепланирован).

Галерея Таврического дворца.

Таврический дворец.Зал заседаний.

Таврический дворец. Белоколонный зал.

Одновременно (1783-1790) Старов создает резиденцию для Потемкина в Островках на Неве.

В 1783 году после пожара восстанавливал Князь-Владимирский собор.
В 1786-1790 годы Старов выполняет для юга России большие проектно-строительные работы. По его замыслам на берегах рек вырастают усадьбы, в городах возводят дворцы, гражданские и культовые сооружения, ансамбли. В 1786 году Старов строит усадебный дом в Дубровицах на реке Горынь.

В 1786-1798 Старов был главным архитектором «Конторы строений ее императорского величества домов и садов» и руководил работами в Зимнем, Мраморном, Аничковом и Чесменском дворцах. Вместе с Д.Кваренги перестраивал парадную половину Зимнего дворца.

Обилием работ отмечен 1789 год. Зодчий проектирует усадебный дом, гостиный двор, выполняет чертежи перестройки церкви для Дубровно на Днепре, западнее Смоленска. годом позже Старов создает проект планировки Екатеринослава.

Потемкинский дворец в Екатеринославе в начале 19 в.

Градообразующим центром вновь основанного города по этому проекту явился дворец, сооруженный Старовым для Потемкина в 1786-1787 годах.

Генеральный план Екатеринослава - яркая страница не только в творческой биографии Старова. План вошел в историю отечественного градостроения. Одновременно с разработкой общей планировки Старов проектирует для города собор, казенные и обывательские строения.

В конце 1780-х гг. Старов выполнил (неосуществленный) проект дома Шереметевых в Москве (своего рода дворца-музея) - один из самых интересных его замыслов, лучший образец его архитектурной графики (ныне в собрании Останкинского дворца-музея творчества крепостных, Москва).

В 1790 году Старов строит усадебные дома для Потемкина и его племянницы графини А.В. Браницкой, церковь, фонтан и гранитную купальню в сельце Богоявленске, спланированном им на берегу Буга. 1790 год ознаменован проектом планировки города Николаева на реке Ингул и построек, оформляющих главную городскую площадь, - собора, здания магистрата и "каменных лавок".

Последняя работа Старова, связанная с именем Потемкина, - мавзолей для всесильного князя в имении А.В. Браницкой.

Одна из самых значительных работ Старова 1784-1789 годов - дворцовый ансамбль в Пелле, под Петербургом, на Неве.
Пелла - гигантский дворцовый ансамбль, который по грандиозности замысла и композиции можно сравнить со строениями зодчих античного мира, отличавшимися тонким пониманием условий природной среды. Старов мастерски использовал особенности территории, замкнутой между берегом Невы и Шлиссельбургским трактом.

Однако его строительство было по приказу Екатерины II приостановлено и все сооружения в конце 1790-х разобраны.

Последние работы и наиболее масштабнымипроизведениями Старова явились Казанский собор Богородицкого монастыря в Казани (1796; снесен в 1930-е годы) и Покровская церковь в Большой Коломне в Петербурге.

С 1772 года зодчий жил в доме на 6 линии Васильевского острова, принадлежавшем его жене Наталье Григорьевне Демидовой. Позже Иван Старов с семьёй переехал на Симеоновскую улицу в дом, который также являлся приданным его жены. Как и многие архитекторы-современники, Старов спроектировал и построил жилище для себя. Дом Старова, возведенный им во второй половине 1780-х годов, был расположен на углу той же Симеоновской улицы и набережной Фонтанки. Старовы переехали в свой нарядный трехэтажный дом вместе с пятью сыновьями - Александром, Петром, Павлом, Михаилом и Иваном. В доме на Фонтанке Старов прожил до 1804 года, когда архитектор, уже очень больной, продал свой дом на Фонтанке и приобрел у купца П.Е. Гусева скромное двухэтажное строение с садом. на Знаменской (ныне Восстания) улице (участок дома № 13).
После 1800 уже не выступал как автор, осуществляя строительный контроль над сооружением Казанского собора (архитектор А.Н.Воронихин, 1801-1811).

Его могила находится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

СТАРОВ Иван Егорович СТАРОВ Иван Егорович

СТАРО́В Иван Егорович , русский архитектор. Один их основоположников классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) в русской архитектуре.
Образование
Родился в семье церковнослужителя. После окончания гимназии при Московском университете и Академии наук, поступил в архитектурный класс петербургской Академии художеств (1758). Первыми его учителями были Ж. Б. Валлен-Деламот (см. ВАЛЛЕН-ДЕЛАМОТ Жан Батист Мишель) и А. Ф. Кокоринов (см. КОКОРИНОВ Александр Филиппович) , строители здания Академии. Вместе с В. И. Баженовым (см. БАЖЕНОВ Василий Иванович) , с которым одновременно окончил академию с золотой медалью (1762), уехал в Париж, где продолжил занятия в школе профессора Шарля де Вайи. Затем с целью изучения античных памятников посетил Италию.
Вернулся в Россию в 1768, а спустя год получил звание академика. В 1770 был определен адъюнкт профессором Академии, что давало право на преподавание. В 1769-72 преподавал в Академии художеств, среди учеников - А. Д. Захаров (см. ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич) .
В 1772-74 главный архитектор «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». Участвовал в разработке проектов планировки Пскова, Нарвы, Великого Устюга, Воронежа.
Первые работы. Строительство усадеб
Одна из первых самостоятельных работ - дворец графа А. Г. Бобринского (см. БОБРИНСКИЕ) , незаконного сына Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II) , в Богородицке близ Тулы. Этот небольшой дворец, стоящий на высоком берегу пруда, стал композиционным центром города, на который сходились три лучевые улицы (1773-76). В это же время построил усадьбу в Никольском-Гагарине близ Москвы (ныне больница). Первые работы молодого архитектора отличаются не только последовательной разработкой принципов классицизма, но и изобретательностью композиции.
После женитьбы на дочери горнозаводчика Г. Демидова Старов получает заказы на строительство усадеб для братьев Демидовых (см. ДЕМИДОВЫ) , в том числе в Тайцах (строился с 1774) и Сиворицах (1775-76). В этих работах ему удалось достичь органического сочетания сооружений с окружающей природой.
Александро-Невская лавра
В 1774 начинается работа над реконструкцией Александро-Невской лавры (см. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА) в Петербурге. Реконструировав территорию на левом берегу Монастырки, Старов создал новую площадь - площадь Александра Невского. Охваченная полуциркулем каменных стен (1783-85), площадь связывает ансамбль лавры с Невским проспектом. Выстроил Троицкий собор (1776-90) и Надвратную (Скорбященскую) церковь (1783-85).
Троицкий собор, ставший композиционным центром ансамбля лавры, представляет собой крестообразное в плане здание, разделенное на три нефа пилонами, несущими своды, и увенчанное мощным куполом на высоком барабане. В общую композицию включены две башни звонниц, расположенные по сторонам главного входа, оформленного лоджией и 6-колонным портиком дорического ордера (см. ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР) . Две дугообразные галереи, прорезанные арками проходов, соединяют собор с Духовским и Федоровским корпусами. Троицкий собор, ставший памятником архитектура русского классицизма, был одной из главных работ Старова.
Таврический дворец
В 1778 на Старова обратил внимание всесильный князь Потемкин-Таврический (см. ПОТЕМКИН Григорий Александрович) , и спустя четыре года архитектор получает заказ на проектирование и строительство Таврического дворца (см. ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ) в Петербурге (1783-89). Этот лаконичный по архитектуре и декору дворец по праву считается одним из лучших произведений зрелого классицизма в России.
Величественное здание состоит из трех самостоятельных корпусов. В глубине парадного двора, отделенного от улицы невысокой оградой, расположен центральный 2-этажный корпус с 6-колонным портиком и плоским куполом на невысоком барабане. Два боковых служебных корпуса, соединенных с центральным флигелями, ограничивают с двух сторон парадный двор. Изысканная скромность и простота фасадов дворца контрастировала с великолепной роскошью убранства интерьеров.
По проекту Старова позади Таврического дворца в 1783-89 был разбит прекрасный сад, ставший памятником садово-паркового искусства. На его территории были устроены искусственные холмы, каналы, пруды с островами, мосты (в 19-20 вв. частично перепланирован).
Другие работы
В эти же годы архитектор создает дворец в Екатеринодаре и усадьбу в Островках, а также одну из самых своих значительных работ - дворцовый ансамбль в Пелле под Петербургом (1784-89).
В конце 1780-х гг. был выполнен один из самых интересных замыслов Старова - проект дома Шереметевых. Проект осуществить не удалось, но остались великолепные образцы архитектурной графики, хранящиеся ныне в Останкинском дворце-музее творчества крепостных (Москва). В 1790 получил государственный заказ на разработку проектов планировки Николаева и Екатеринослава. Генеральный план последнего считается одним из лучших образцов регулярной городской планировки. Тогда же проектирует мавзолей-усыпальницу для своего покровителя князя Потемкина в имении его племянницы А. Враницкой.
Став в 1786 главным архитектором «Конторы строений ея императорского величества домов и садов», Старов перестраивает ряд интерьеров Зимнего дворца (см. ЗИМНИЙ ДВОРЕЦ) . К 1795 становится членом Совета и адъюнкт-ректором Академии художеств.
С 1800 и до самой своей смерти возглавляет строительный контроль при сооружении Казанского собора в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре - Некрополе 18 в.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "СТАРОВ Иван Егорович" в других словарях:

    Иван Егорович Старов Портрет работы С. С. Щукина … Википедия

    - (1745 1808), русский архитектор. Один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургской АХ (1758 62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. М. Валлен Деламота; преподавал там же (1769 72). Как пенсионер АХ в 1762 68 работал в Париже и… … Художественная энциклопедия

    Русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургской АХ (1758‒62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлена Деламота. Как пенсионер АХ (1762‒68) жил в Париже… … Большая советская энциклопедия

    Старов Иван Егорович - (1745—1808), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургском АХ (1758—62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен Деламота, академик с 1769; преподавал там же (с 1785 профессор, с 1794 адъюнкт ректор).… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1745 1808) российский архитектор. Представитель классицизма. Таврический дворец (1783 89), Троицкий собор Александро Невской лавры (1776 90) в Санкт Петербурге … Большой Энциклопедический словарь

    Старов (Иван Егорович, 1743 1808) архитектор, в 1755 г. был принят в воспитанники Московского университета, через год переведен из него в гимназию при Санкт Петербургской Академии Наук и в 1758 г. поступил в ученики Академии Художеств. Окончив в… … Биографический словарь

    - (1745 1808), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Учился в петербургском АХ (1758 62) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен Деламота, академик с 1769; преподавал там же (с 1785 профессор, с 1794 адъюнкт ректор). В 1762 68… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Адъюнкт ректор Императорской академии художеств, известный архитектор, статский советник, сын дьякона Московской епархии, родился в 1743 г. в Москве. Усвоив начатки грамоты под руководством своего отца, в 1756 г. он поступил в гимназию при… … Большая биографическая энциклопедия

    Старов, Иван Егорович - И.Е. Старов. Троицкий собор (1776 90) Александро Невской лавры в Санкт Петербурге. СТАРОВ Иван Егорович (1745 1808), архитектор, один из основоположников русского классицизма. Усадебные ансамбли близ Санкт–Петербурга (в Пелле, 1785 89),… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - … Википедия