Красота и богатство природы – аргументы ЕГЭ. Проблема бережного отношения к природе: аргументы из литературы Как человек раскрывается через мир природы аргументы

Сочинение в ЕГЭ - один из самых трудных этапов для будущего студента. Как правило, тестирование части «А» не представляет никаких проблем, однако сложности с написанием сочинения возникают у многих. Так, одной из самой распространённых проблем, которые освещаются в Едином государственном экзамене, является проблема бережного отношения к природе. Аргументы, их чёткий подбор и объяснение - главная задача школьника, сдающего экзамен по русскому языку.

Тургенев И. С.

Роман Тургенева «Отцы и дети» по сей день пользуется высокой популярностью как среди юного поколения, так и среди их родителей. Именно здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в пользу затрагиваемой тематики выглядят следующим образом.

Основная мысль произведения в области охраны окружающего мира звучит так: «Люди забывают о том, где они родились. Они забывают о том, что именно природа и есть их первоначальный дом. Именно природа позволила рождение человека. Несмотря на столь глубокие доводы, каждый человек не обращает должного внимания на окружающую среду. А ведь все усилия должны быть направлены на её сохранение в первую очередь!»

Отношение Базарова к природе

Главной фигурой здесь выступает Евгений Базаров, которого не волнует бережное отношение к природе. Аргументы этого человека звучат следующим образом: «Природа является мастерской, а человек здесь работник». Трудно поспорить со столь категоричным высказыванием. Здесь автор показывает обновлённый разум современного человека, и, как видите, ему это отлично удалось! Сейчас аргументы в пользу защиты окружающей среды актуальны в обществе как никогда!

Тургенев в лице Базарова представляет на рассмотрение читателю нового человека и его разум. Он испытывает полное равнодушие к поколениям и всем тем ценностям, которые способна дать человечеству природа. Он живёт настоящим моментом, не думает о последствиях, его не волнует бережное отношение человека к природе. Аргументы Базарова сводятся лишь к необходимости воплощения собственных честолюбивых желаний.

Тургенев. Взаимосвязь природы и человека

В вышеназванном произведении также затрагивается проблема взаимосвязи человека и бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводятся автором, убеждают читателя в необходимости проявления заботы к матери-природе.

Базаров полностью отвергает все суждения об эстетической красоте природы, о её неописуемых пейзажах и дарах. Герой произведения воспринимает окружающую среду как инструмент для работы. Полной противоположностью предстаёт в романе друг Базарова - Аркадий. Он с отдачей и восхищением относится к тому, что дарит человеку природа.

В данном произведении ярко освещается проблема бережного отношения к природе, аргументы в пользу позитивного или негативного отношения к среде определяются поведением героя. Аркадий с помощью единения с ней залечивает душевные раны. Евгений же, напротив, стремится избегать любого контакта с миром. Природа не дарит положительных эмоций тому человеку, который не чувствует душевного равновесия, не относит себя к частичке природы. Здесь автором подчёркивается плодотворный духовный диалог как с самим собой, так и в отношении с природой.

Лермонтов М. Ю.

В произведении «Герой нашего времени» затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы, которые приводит автор, касаются жизни молодого человека по фамилии Печорин. Лермонтов показывает тесную взаимосвязь между настроением главного героя и природными явлениями, погодой. Одна из картин описывается следующим образом. Перед началом дуэли небо казалось голубым, прозрачным и чистым. Когда же Печорин смотрел на мёртвое тело Грушницкого, то и «лучи не грели», и «небо стало тусклым». Здесь ярко прослеживается связь внутренних психологических состояний с природными явлениями.

Совсем иначе здесь затрагивается проблема бережного отношения к природе. Аргументы в произведении показывают, что природные явления зависят не только от эмоционального состояния, но и становятся невольными участниками событий. Так, гроза является причиной встречи и длительного свидания между Печориным и Верой. Далее Григорий отмечает, что «здешний воздух способствует любви», имея в виду Кисловодск. Подобные приёмы показывают бережное отношение к природе. Аргументы из литературы ещё раз доказывают то, что данная сфера жизненно необходима не только на физическом уровне, но и уровне духовном и эмоциональном.

Евгений Замятин

Яркий роман-антиутопия Евгения Замятина также показывает бережное отношение к природе. Сочинение (аргументы, цитаты из произведения и так далее) должно быть подкреплено достоверными фактами. Так, описывая литературное произведение под названием «Мы», важно обратить внимание на отсутствие естественного и природного начала. Все люди отказываются от разнообразной и обособленной жизни. Красоты природы заменяются искусственными, декоративными элементами.

Многочисленные аллегории произведения, а также страдания нумера «О» говорят о значимости природы в жизни человека. Ведь именно такое начало способно сделать человека счастливым, подарить чувства, эмоции, помочь испытать любовь. Здесь показывается невозможность существования выверенного счастья и любви по «розовым карточкам». Одной из проблем произведения является неразрывная взаимосвязь природы и человека, без которой последний будет несчастен всю оставшуюся жизнь.

Сергей Есенин

В произведении «Гой ты, Русь моя родная!» Сергей Есенин затрагивает проблему природы родных мест. В данном стихотворении поэт отказывается от возможности побывать в раю, лишь бы остаться и посвятить жизнь родному краю. Вечное блаженство, как высказывается Есенин в произведении, можно обрести лишь на родной русской земле.

Здесь ярко выражается чувство патриотизма и Родина и природа - неразрывно связанные и существующие только во взаимосвязи понятия. Само осознание того, что сила природы может ослабевать, приводит к крушению естественного мира и человеческой природы.

Использование аргументов в сочинении

Если вы используете аргументы из художественных произведений, необходимо соблюдать несколько критериев подачи информации и изложения материала:

  • Предоставление достоверных данных. Если вы не знаете автора или не помните точного названия произведения, лучше вообще не указывать подобных сведений в сочинении.
  • Подавать информацию грамотно, без ошибок.
  • Важнейшим требованием является лаконичность излагаемого материала. Это значит, что предложения должны быть максимально ёмкими и короткими, предоставляющими полную картину описываемой ситуации.

Только при соблюдении всех вышеперечисленных условий, а также достаточных и достоверных данных, вы сможете написать такое сочинение, которое подарит вам максимальное количество экзаменационных баллов.

  • Красота природы побуждает не только восхищаться ею, но и задумываться на философские темы
  • Журчание реки, пение птиц, дуновение ветра – все это помогает восстановить душевное равновесие
  • Восхищение красотой природы может вызвать порыв творчества, вдохновить на создание шедевров
  • Даже грубый человек способен видеть в природе нечто положительное

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Раненый Андрей Болконский, лежащий на поле боя, видит небо Аустерлица. Красота неба меняет его мировоззрение: герой понимает, что “все пустое, все обман”. То, чем жил он раньше, показалось ему незначительным и ничтожным. Красота природы не может сравниться с жестокими, озлобленными лицами воющих людей, звуком выстрелов и взрывов. Наполеон, которого князь Андрей прежде считал кумиром, показался уже не великим, а ничтожным человеком. Великолепное небо Аустерлица помогло Андрею Болконскому понять самого себя, пересмотреть взгляды на жизнь.

Э. Хемингуэй “Старик и море”. В произведении мы видим море таким, каким оно является для старого рыбака Сантьяго. Море не только обеспечивает его пищей, но и приносит радость в жизнь этого человека, делает его сильным, как будто снабжая запасами энергии из каких-то невидимых источников. Сантьяго благодарен морю. Старик восхищается им словно женщиной. Душа старого рыбака прекрасна: Сантьяго способен восхищаться красотой природы, несмотря на тяготы своего существования.

И.С. Тургенев “Отцы и дети”. Каждый склонен воспринимать природу по-своему. Если для нигилиста Евгения Базарова окружающий мир является мастерской, объектом практики, то для Аркадия Кирсанова природа прежде всего красива. Аркадий любил гулять по лесу. Природа привлекала его, помогала прийти к внутреннему равновесию, залечить душевные раны. Герой восхищался природой, хоть и не признавался в этом, потому что сначала тоже называл себя нигилистом. Способность воспринимать красоту природы – часть характера героя, делающая его настоящим человеком, способным видеть в окружающем мире лучшее.

Джек Лондон “Мартин Иден”. В основу многих произведений начинающего писателя Мартина Идена ложится то, что он видел в плаваниях. Это не только жизненные истории, но и мир природы. Мартин Иден всеми силами старается выразить то великолепие, которое он видел, на бумаге. И со временем у него получается писать так, чтобы передать всю прелесть природы такой, какая она есть на самом деле. Получается, что для Мартина Идена красота природы становится источником вдохновения, объектом творчества.

М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”. Черствость и эгоизм по отношению к людям не мешают Григорию Печорину трепетно относиться к природе. Для души героя было важно все: весенние деревья в момент цветения, легкий порыв ветра, величавые горы. Печорин писал в своем журнале: “Весело жить в такой земле!”. Он хотел в полной мере выразить те чувства, которые вызывала у него красота природы.

А.С. Пушкин “Зимнее утро”. С восхищением великий поэт описывает пейзаж зимнего дня. Обращаясь к лирической героине, он пишет о природе так, что перед читателем она оживает. Снег лежит “великолепными коврами”, комната озарена “янтарным блеском” – все указывает на то, что погода и правда чудесна. А.С. Пушкин не только ощутил всю прелесть природы, но и передал ее читателю, написав это прекрасное стихотворение. Красота природы – это один из источников вдохновения для поэта.

Прекрасная, чудесная, великолепная, бывает сурова, жестка – это все можно сказать о природе. Каждый человек ощущает природу, это врожденное чувство. Заглушается оно плохим воспитанием, насилием, ложными представлениями.

Вряд ли найдется такой, который будет абсолютно равнодушен к природным красотам – восход, и закат солнца, ночное звездное небо, и много других красот, всего не перечислишь. А для кого-то красота, это смог города, ночные горящие вывески магазинов, баров, современные оснащенные автомобили. Если такого человека привести в красивый

Лес, или на поляну с разнообразными полевыми цветами, он вряд ли оценит такую красоту…

Понимать красоту окружающего нас естественного мира, не дает то, что мы привыкли потреблять, а не давать. Общество зациклено на своем собственном «я». Человечество стало развиваться, все больше уничтожая природу, вырубая целые леса, чтобы на этом месте построить что-то для себя нужное, и прибыльное. Технический прогресс стремится вперед, заслоняя естественное, то, что является нашим истоком.

Конечно, добравшись до самых укромных природных уголков планеты, человек многое увидел, и узнал. Чтобы добыть что-то из недр

Земли, нужно приложить немало труда. Соль в пустыне Сахара, до сих пор достается тяжелым физическим трудом – ногами на солнце мешают раствор, вручную собирается соль, делается посуда, бассейны.

Благодаря человеческому труду, природа тоже становится лучше. Во время добычи соли африканцами можно увидеть такую картину – высохшее пространство из песка со множеством зияющих дыр, которые залиты влагой с глиной. Вид какой-то неземной. Во время испарения происходит смена цвета – то красный, то оранжевый, то золотой. Словами сложно передать, предстающую перед глазами, красоту! В этом процессе природа соединилась с человеком.

А сколько литературных произведений написано про природу… Шукшин в своем рассказе «Солнце, старик и девушка» написал о 80-ти летнем старце, все свое время любовавшимся природными красотами. При том, что он слепой. То есть, можно наслаждаться не только зрительно, но и ощущениями, чувствами.

Стих «Зимнее утро» Пушкина – показывается восхищение зимними видами, которые предстают перед взорами героя. Когда его читаешь, то как – будто погружаешься в ту атмосферу, и ощущаешь зимнюю прохладу.

В современном обществе очень остро стоит проблема нашего природного восприятия, и понимания необходимости сохранения природы. Только тогда, когда мы начнем беречь, заботиться об окружающем нас мире, тогда и сможем по-настоящему понимать, и наслаждаться всеми ее красотами.

Природа в поэме находится в тесной связи с людьми. Так, солнечное затмение словно предупреждает войско князя Иго­ря о грядущей опасности. После поражения русских «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». В момент бегства Игоря из плена дятлы своим стуком подска­зывают ему путь к реке. Река Донец также помогает ему, «ле­лея князя на волнах, постилая ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевая его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». И Игорь благодарит Донец, своего спасите­ля, поэтически беседуя с рекой.

К.Г. Паустовский - сказка «Растрепанный воробей».

Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный бу­кетик, который отец, находящийся на фронте, подарил ког­да-то ее маме.

Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир

Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои ис­тинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не конче­на, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназ­начения.

Ю. Яковлев - рассказ «Разбуженный соловьями». При­рода пробуждает в душе человека лучшие человеческие каче­ства, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рас­сказа - эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его - Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему.

Ю. Нагибин - рассказ «Зимний дуб». Природа помогает человеку совершить множество открытий. На фоне природы мы лучше осознаем свои собственные чувства, а также по- новому смотрим на окружающих нас людей. Так произошло и с героиней рассказа Нагибина, учительницей Анной Васи­льевной. Попав с Савушкиным в зимний лес, она по-новому взглянула на этого мальчишку, открыла в нем качества, кото­рые не замечала раньше: близость к природе, непосредствен­ность, благородство.

Какие чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе - любовь к Родине

С.А. Есенин - стихотворения «О пашни, пашни, паш­ни...», «Спит ковыль, равнина дорогая...», «Русь». Тема приро­ды в творчестве Есенина неразрывно сливается с темой малой родины, русской деревни. Так, ранние стихотворения поэта, наполненные христианскими образами и деталями крестьян­ского быта, воссоздают картину жизни православной Руси. Вот проходят деревнями калики убогие, вот появляется на до­рогах странник Микола, вот дьячок поминает усопших. Каж­дый из этих сюжетов обрамлен скромным, незатейливым пей­зажем. И до самых последних дней Есенин сохраняет верность своему идеалу, оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы». Преклонение перед красотой русской природы сливается в стихах его с любовью к России.

Н.М. Рубцов - стихотворения «Я буду скакать по хол­мам задремавшей Отчизны...», «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы». В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошло­го в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы». Образ Роди­ны, чувства лирического героя, красота русской природы, не­зыблемость народных устоев и сила духа русского народа есть то доброе начало, что противопоставлено в стихотворении об­разу зла в прошлом и настоящем. В стихотворении «Тихая моя Родина» поэт создает образ родной деревни: избы, ивы, река, соловьи, старая церковь, погост. Звезда полей же становится у Рубцова символом всей России, символом счастья. Именно этот образ, да еще, пожалуй, русские березы ассоциируются у поэта с Родиной.

К.Г. Паустовский - рассказ «Ильинский омут». Автор рассказывает о своей привязанности к одному из маленьких местечек России - Ильинскому омуту. Такие места, по мыс­ли автора, несут в себе что-то священное, они наполняют душу душевной легкостью, благоговением перед красотой родной земли. Так в человеке зарождается чувство Родины - из ма­лой любви

Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерёшься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. На самый грубый, поверхностный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из зелени и воды.

Сочинение

Нам известно множество прекрасных строк о природе, нам известно множество великолепных картин и пейзажей – все они приносят нам эстетическое удовольствие, однако не каждый из нас по-настоящему способен видеть и чувствовать окружающий мир во всем его разнообразии и во всей его красоте. В данном тексте В.А. Солоухин поднимает проблему восприятия окружающего мира.

Автор с трепетом описывает близкие его сердцу «глухие и укромные места», однако через мгновенье обращает наше внимание на то, что как бы ни любил он созерцать прекрасные пейзажи, по сути, все мы «равнодушны ко всему, что окружает нас на земле». В.А. Солоухин делает акцент на том, что именно поэтому у большинства людей природа не вызывает никаких эмоций: для них мир состоит их двух частей – «из зелени и воды», в редких случаях картина способна наполняться чем-то еще. А ведь в окружающем нас мире каждая деталь имеет огромное значение! И даже сам писатель, как бы ни любил и не ценил он природу, к собственному стыду, ловит себя на мысли, что не знает названий огромного количества цветов, грибов, птиц – можно ли такое отношение к природе назвать любовью? Автор приводит в пример реку своего детства: на ней росли «пышные груды цветов», которые, к сожалению, вызывали в поэте лишь чувство нелепости, потому как даже спустя много лет он так и не узнал их названия – ни из учебников, ни от других, более опытных жителей, «ценителей» природы.

В.А. Солоухин считает, что, к сожалению, зачастую человек не воспринимает окружающий его мир природы как источник созидания, красоты и жизненной силы.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что окружающий нас мир нужно воспринимать как неотъемлемую часть нашей жизни, как неиссякаемый источник вдохновения и жизненных сил, но, к сожалению, не все способны на такую любовь к природе, ведь она требует самоотдачи.

Проблему восприятия окружающего мира поднимает в своем рассказе «Зимний дуб» Ю. Нагибин. Главный герой, Савушкин, в силу своего возраста, имел необычный взгляд на природу: зимний лес был для него отдельным миром, волшебной страной, источником вдохновения и эмоций, а дуб – живым существом, таким же, как и все люди. Совсем другое видение имеет учительница мальчика, Анна Васильевна, она не просто не считает дуб живым существом, она пытается доказать Савушкину, что он не прав и неверно воспринимает окружающий мир – однако попав в зимний лес, учительница забрала свои слова обратно. Оказавшись в этой сказке, в невероятной красоты зимнем лесу, Анна Васильевна обрела другое видение, осознала свою ошибку и стала на шаг ближе к верному, по-детски чистому и искреннему восприятию природы.

Своим восприятием окружающего мира, своей близостью к миру природы известна героиня романа-эпопеи Л.Н. Толстова «Война и мир». Девушка умела замечать прекрасное во всех деталях пейзажа, вдохновляться ими и впитывать уверенность, стремление и чистоту. Природа помогала Наташе поддерживать веру в свою мечту, а сама героиня, благодаря своему душевному богатству, умела благодарить окружающий мир своей невероятной эмоциональной отдачей, единением и искренностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас по-своему любит и ценит природу. Правильно воспринимать окружающий мир – значит видеть его во всех красках, во всех деталях и с трепетом и уважением к ним относиться.