Повесть А.И.Куприна "Поединок": проблематика и художественное своеобразие. Образ и характеристика шурочка в повести поединок куприна сочинение Несколько интересных сочинений

«ПОЕДИНОК»

Георгий Ромашов, “Ромочка”, из “Поединка” - молодой офицер. Его характер совершенно не соответствует избранному поприщу. Он стеснителен, краснеет как барышня, в любом человеке готов уважать достоинство, но результаты - плачевны. Его солдаты хуже всех маршируют. Сам он постоянно совершает оплошности. Его идеалистические представления все время приходят в противоречие с действительностью и жизнь его мучительна. Единственной отрадой становится для него любовь к Шурочке. Она олицетворяет для него красоту, изящество, образованность, вообще культуру в атмосфере провинциального гарнизона. В ее доме он чувствует себя человеком. Шурочка тоже ценит в Ромашове его отличность, непохожесть на других. Она горда и честолюбива, ее мечта - вырваться отсюда. Для этого она заставляет мужа готовиться в академию. Она сама учит воинские дисциплины, чтобы не погрязнуть в безделье, не отупеть в окружающей бездуховности. Ромашов и Шурочка нашли друг друга, противоположности встретились. Но если у Ромашова любовь поглотила всю душу, стала смыслом и оправданием жизни, то Шурочке она мешает. Достижение намеченной цели для нее невозможно с безвольным, нежным “Ромочкой”. Поэтому она лишь на миг позволяет себе эту слабость, а потом предпочитает, остаться с нелюбимым, бездарным, но настойчивым и упорным мужем. Когда-то Шурочка уже отказалась от любви Назанского (и теперь это спившийся, отчаявшийся человек). В понимании Шурочки любящий должен приносить жертвы. Ведь она сама, не долго думая, жертвует любовью и своей, и чужой ради благополучия,общественного положения. Назанский не смог приспособиться к ее требованиям - и его отстранили. От Ромашова Шура потребует еще большего - ради ее репутации, в угоду сплетникам и болтуньям, он должен пожертвовать жизнью. Для самого Георгия это, может быть, даже спасение. Ведь если бы он не погиб, его, в лучшем случае, постигла бы участь Назанского. Среда поглотила бы его и погубила.

Повесть А. И. Куприна "Поединок" - вершина творчества, итоговое его произведение, в котором он обращается к проблеме личности и общества, их трагической дисгармонии.

"Поединок" - произведение политически злободневное: в самой повести ничего не говорится о русско-японской войне, однако современники восприняли ее в контексте тех событий. Куприн раскрыл сущность того состояния общества, которое вело к взрыву, по сути указал на причины, вызвавшие поражение русской армии в войне с Японией.

Документализм в "Поединке" очевиден (созвучие имен офицеров - героев повести тем, с кем служил поручик Куприн в 46-м пехотном Днепровском полку, детали биографии Ромашова и самого автора). Куприн так и говорил: "Главное действующее лицо - это я", "Ромашов - мой двойник". При всем при этом произведение заключало в себе широкий обобщающий смысл. Внимание автора обращено к теме жизни России в первое десятилетие XX века. Изображение военной среды ни в коем случае не было самоцелью. Идя от локальной "армейской" темы, Куприн поднимал проблемы, волновавшие все общество, они и определили нравственный пафос повести: судьба народа, самоценность человеческой личности, пробуждение ее активности.

Название повести символично, повесть стала поединком самого Куприна с царской армией, самодержавными порядками, губящими людей. Это поединок с ложью, безнравственностью, несправедливостью. Упадок морали, апология войны, разбоя, насилия особенно ненавистны писателю-гуманисту.

Куприн показывает, какой путь в поисках правды проделывает главный герой повести Ромашов. Когда герой прозревает, приходит к выводу о самоценности "я", право на уважение человеческого достоинства он признает не только по отношению к себе, но и распространяет его на солдат. На наших глазах Ромашов нравственно мужает: "Бить солдата - бесчестно. Нельзя бить человека, который не может тебе ответить, не имеет права поднять руку к лицу, чтобы защититься от удара. Не смеет даже отклонить голову. Это стыдно!" Ромашов, утверждающий: "Хлебниковы - мои братья", осознающий духовное родство с народом, совершает громадный шаг вперед в своем развитии. Это уже совершенно другой человек: не тот юноша-мечтатель, с которым мы знакомимся в начале повести. Однако Ромашов гибнет. Автор довел своего героя до такого рубежа, что, останься он в живых, необходимо было бы открыть сколько-нибудь отчетливую перспективу его будущего. А это самому Куприну не представлялось ясным.

Любя своего героя, Куприн скорбит о его гибели и ясно указывает на тех, кто повинен в этом, говорит честно и прямо, потому что и сам он не раз жестоко страдал от людского равнодушия.

Повинна ли Шурочка Николаева в гибели Ромашова? В большей степени - да. В ее характере сочетаются контрастные качества. Она - хищная и умная, красивая и ловкая. Высокое и низкое и грубо прагматичное переплелось в ней. Вся беда в том, что эти негативные качества Шурочки до поры до времени скрыты от Ромашова. Прагматичная дама, неразборчивая в средствах достижения целей, циничная Шурочка убирает Ромашова как помеху на своем пути. Она делает ставку на мужа - пусть и нелюбимого, но она сделает так, что он поможет ей достичь желаемого.

Позицию автора помогает понять образ Назанского. Этот герой не менее сложен и противоречив, чем Шурочка. Глубокое осмысление действительности, неординарность мышления - и рефлексия, инертность, безмолвие. Однако при всей противоречивости суждений Назанского, в его знаменитых монологах, определяющих нравственный пафос повести, открыто публицистически выражены наиболее важные для Куприна идеи. В монологах Назанского намечены две линии: резкая критика самодержавия и мечты о прекрасной жизни.

Офицерская масса, показанная Куприным в повести, - это люди разные по своим человеческим качествам. Почти каждый из них обладает минимумом "добрых" чувств, причудливо перемешанных с жестокостью, грубостью, равнодушием. "Добрые" чувства эти до неузнаваемости искажены кастовыми военными предрассудками. Пусть командир полка Шульгович под своим громоподобным бурбонством скрывает заботу об офицерах, или подполковник Рафальский любит животных и все свободное и несвободное время отдает собиранию редкостного домашнего зверинца, - никакого реального облегчения, при всем желании, принести они не могут. Офицерство - всего лишь послушное орудие бесчеловечных уставных условностей.

Нестерова И.А. Тема любви в повести Куприна Поединок // Энциклопедия Нестеровых

Анализ любовной линии в повести "Поединок".

Творчество А.И. Куприна занимает значительное место в русской литературе. Его талант был одним из наиболее ярких среди реалистов двадцатого века. Близость к художественным принципам Л.Н. Толстого в соединении с доходчивостью и увлекательностью купринского письма сделало его одним из самых читаемых писателей начала двадцатого века.

Куприн – писатель по преимуществу социальный. Однако зачастую социальная подоплека переплетается с темой любви. Любовная линия в таких случаях усиливает общественные конфликты, изображенные в произведении, придает им большую резкость и яркость.

Куприн – певец жизни и любви. Поединок – это, прежде всего, глубоко реалистичное произведение с четко выраженной социальной направленностью. Ужасающая картина разложения русской армии, запечатленная в повести, вызвала шок у современников писателя и одновременно объяснила позорное поражение в русско-японской войне.

Любовная тема в Поединке развивается в рамках сюжета.

Повесть "Поединок" рассказывает о том, как молодой поручик, столкнувшись с армейской средой, был сломлен духовно и убит на дуэли, а если точнее, то застрелен.

Любовная линия произведения как бы усиливает социальную значимость повести и в то же время остается достаточно самостоятельной. Рядом с мечтами о блестящей военной карьере, о духовном самосовершенствовании живет в душе этого наивного юноши и мечта о высокой и чистой любви.

В повести "Поединок" Куприн показал любовь, неизбежно, обреченную на унижение и гибель в жестоком, безнравственном, пошлом, развратном мире. Раскрывая социальные истоки любовной трагедии автор одновременно выражает свои мечты и о чистой высокой любви и о том, чтобы мир, в который она приходит, был достоин этой любви.

Героями произведений А.И. Куприна являются "маленькие люди": солдаты, рыбаки, телеграфисты, актеры и циркачи. В отличии от Пушкина, Гоголя, Достоевского и Чехова "маленький человек" у Куприна вдруг находит в себе силы на духовный рост, протест против бесчеловечности и пошлости. Именно об этом и рассказано в повести "Поединок", созданной в 1905 году. Она сразу привлекла к себе внимание общественности. Ужасающая картина разложения российской армии, запечатленная в повести, вызвала у современников писателя шок и объяснила причины поражения в русско-японской войне.

Куприн рассказывает о том, как молодой подпоручик Ромашов, столкнувшись с армейской средой, был духовно сломлен и убит на дуэли, а если точнее, то попросту застрелен. Писатель представил на суд читателей повествование о поединке чистой души, высоких идеалов с грязью, пошлостью, жестокостью армейского быта.

Ромашов приехал в полк за полгода до драматических событий. Он был "среднего роста, худощав, и хотя, довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок...". Главный герой повести мечтает о военной карьере и духовном росте: "...завтра же с утра засяду за книги, подготовлюсь и поступлю в академию. Буду зубрить как бешенный...". Он подписался на газету и популярные журналы, накупил книг, но армейская жизнь, постоянные пьянки, жестокость подавляли порыв молодого человека. В офицерской среде не было места ни для науки, ни для духовности, ни для дружбы. Окружающий Ромашова беспредел, если и не затягивает, то не дает ему возможности жить по своим убеждениям.

Ромашов – душа чистая, мечтающая о великой любви. Он попался в сети недалекой полковой дамы Петерсон, которая изменяла любящему её мужу. Но постепенно Ромашов осознает свою ошибку. Ему становится противно. Это очевидно из следующего абзаца: "От письма пахло знакомыми духами – персидской сиренью; капли этих духов желтыми пятнами засохли кое-где на бумаге, и под ними многие буквы расплылись в разные стороны. Этот приторный запах, вместе с пошло-игривым тоном письма, вместе с выплывшим в воображении рыжеволосым, маленьким, лживым лицом, вдруг поднял в Ромашове нестерпимое отвращение. Он со злобным наслаждением разорвал письмо пополам, потом сложил и разорвал на четыре части, и еще, и еще, и когда, наконец, рукам стало трудно рвать, бросил клочки под стол, крепко стиснув и оскалив зубы. И все-таки Ромашов в эту секунду успел по своей привычке подумать о самом себе картинно в третьем лице: "И он рассмеялся горьким, презрительным смехом". Юноша чувствует всю фальшь этой любовной истории. Именно по этой причине он и отталкивает Петерсон. Однако потом Ромашов сожалеет, что обманул эту "ограниченную женщину". Здесь Куприн показывает драматизм столкновения идеальной любви и пошлости и ограниченности.

На фоне всеобщей ограниченности и пошлости очень сильно выделяется семья Николаевых. Кроме того, Шурочка очень привлекательная девушка. Она никогда не сидела без дела. Шурочка всеми силами помогала мужу поступить в военную академию, так как мечтала вырваться из порочного круга армейской повседневности. В этом было основное сходство героев. Ромашов мечтал, что, отслужив три года, уйдет в запас. Несмотря на это писатель предупреждает читателя, что Шурочка несет в себе опасность для Ромашова. По мнению Шурочки, поединок – это и бойня, и буффонада, и лицемерие. Она полагает, что представления об офицерской чести у русских искажены, и именно поэтому им необходимы поединки: "тогда само собой выведется амикошонство, фамильярное зубоскальство в собрании, при прислуге... взаимное сквернословие, пускание друг другу в голову графинов, с целью все-таки не попасть, а промахнуться... У офицера каждое слово должно быть взвешено. Офицер – это образец корректности. И потом, что за нежности: боязнь выстрела! Ваша профессия рисковать жизнью". Среди прочих офицеров полка Шурочка особенно неодобрительно отзывается о Назанском, "беспросыпном пьянице", за столом укоряет и Ромашова за пристрастие к водке.

Юноша не обращает внимание на её проявления жестокости. Однако Куприн снова предупреждает читателя, что грядет драма. При встрече с Назанским происходит беседа о любви, и он показывает Ромашову письмо от женщины жестоко бросившей его. Подпоручик узнает почерк Шурочки. Несмотря ни на что, юноша не видит в Шурочке пошлость и жестокость, которые явно выставлены на показ Куприным. Она помогает мужу поступить в академию – казалось бы, благородно, но на самом деле Шурочка хочет лучшей жизни, а на мужа ей фактически наплевать. Когда Ромашов решается излить ей душу, она говорит, что не хочет детей. Брезгливость сквозит в её взгляде, тоне – но Ромашов не замечает подвох и на этот раз. Он слеп в своём идеализировании никчемного человека. Это приближает его к трагическому концу. Наступает момент, когда от Ромашова все отворачиваются. Он не может принять такие порядки в полку и пытается с ними бороться. Однако он слишком добр и наивен для серьезного противостояния. Существующие порядки в конце концов сламливают дух Ромашова. У него возникает желание покончить собой. Единственный человек которому он продолжает верить – Шурочка. Однако после того как она пришла к нему ночью просить его не стрелять в её мужа, но в дуэли участвовать, вся показная прелесть Шурочки рассыпалась. Она падает до уровня "полковой дамы". Понял ли это Ромашов сквозь пелену восторга? Вероятно да, поэтому он и согласился на дуэль. Жизнь загнала его в тупик; ему как и одному из героев Ф.М. Достоевского некуда идти, не к кому обратиться. У него нет ни одного близкого человека. Он участвует в поединке и погибает.

А. И.Куприн заканчивает повесть протоколом дуэли, из которого ясно, что Ромашов не воспользовался правом на выстрел. Исходя из этого напрашивается вывод о суициде. Герой не хотел больше жить.

В повести "Поединок" А.И. Куприн показал любовь неизбежно обреченную на уничтожение в жестоком безнравственном мире. Раскрывая истоки трагедии Ромашова, автор одновременно выражает свои мечты о чистой и высокой любви, мечты о том, чтобы мир в который она приходит был её достоин.

1. Портрет и характер Георгия Ромашова.
2. Тоска по настоящей жизни в душе молодого офицера.
3. Любовь к Шурочке как спасение от жестокости военных будней.
4. Образ Александры Петровны и ее отношение к любви.
5. Неизбежность поединка.

— Спи, моя прекрасная, спи, любовь моя. Я — возле, я стерегу тебя!
А. И. Куприн

Главный герой повести А. И. Куприна «Поединок» Георгий Алексеевич Ромашов — натура чувствительная и романтическая. Это видно с первых страниц произведения, когда повествователь начинает рассказывать об этом офицере. Георгий часто задумывался, любил смотреть закаты, представляя, что за горизонтом существует чудесный город. Подпоручик «был среднего роста, худощав, и хотя довольно силен для своего сложения, но от большой застенчивости неловок...». Из того же абзаца выясняется, что Ромашов носил очки. Вот еще эпизод, где описывается внешность Юрия Алексеевича: «Тогда Ромашов вдруг с поразительной ясностью и как будто со стороны представил себе самого себя... бледное лицо, близорукость, свою обычную растерянность и неловкость...». Но, несмотря на это и на привычку Георгия Алексеевича фантазировать и мысленно говорить о себе в третьем лице, молодой прапорщик обладал живым умом, образным мышлением, смелостью, умением сопереживать и сострадать людям. Он имел твердое понятие о чести, совести, человеческом достоинстве. На службе Ромашов руководствовался тем, что бить солдата, который не имеет права не только поднять руку на вышестоящего военного, но даже защититься от побоев, бесчеловечно и жестоко. На протяжении всей повести Георгий неоднократно заступался за слабого человека (солдата-татарина, вечно всеми обижаемого Хлебникова, женщину в публичном доме) перед сильным (полковником Шульговичем, унтер-офицером Шаповаленко, поручиком Бек-Агамаловым), тогда когда все остальные покорно молчали, предпочитая бездействовать.

В одной из первых глав повести говорится о том, что и офицеры, и солдаты, не особо отягощенные честолюбием, несли военную службу, как «принудительную, неприятную, опротивевшую барщину». Не любил армейскую жизнь и чувствительный человек Ромашов. И не только из-за ее однообразия, но и потому что люди, живя в таких условиях, ожесточались, теряли человеческий облик, и часто единственной отрадой офицера в конце дня был поход в столовую для того, чтобы выпить водки. Молодому офицеру все это опротивело — он уже научился выпивать, и завел грязный и пошленький роман с замужней полковой дамой Раисой Петерсон. А душа Ромашова хотела настоящей, чистой и искренней любви. Георгий Алексеевич, тонко чувствующий природу, ощущал радостное и светлое настроение весны: «...И в этом мягком воздухе, полном странных весенних ароматов, в этой тишине, темноте, в этих преувеличенно ярких и точно теплых звездах — чувствовалось тайное и страстное брожение, угадывалась жажда материнства и расточительное сладострастие земли, растений, деревьев — целого мира». Желание любить особенно ощущалось весной: «...в сердце шевелилось неясное и сладкое предчувствие грядущей любви...».

Ромашов полюбил жену поручика Владимира Ефимыча Николаева Шурочку. Сначала он испытывал к этой женщине только тайную нежность, любил посещать семейство Николаевых, наблюдать за ней, тянуть нитку, когда она занималась вязанием, разговаривать с ней в присутствии готовящегося к экзаменам мужа. Но постепенно чувство влюбленности в молодую обаятельную Алёксандру Петровну переросло в более серьезное и глубокое чувство — в любовь: «...На мгновение вспомнилась ему Шурочка, такая сильная, такая гордая, красивая, — и что-то томное, сладкое и безнадежное заныло у него около сердца». 23 апреля, в день совместных именин Александра пригласила Георгия Алексеевича на пикник в честь ее и его именин. Празднование, особенно время, проведенное в сгущающихся сумерках, в отдалении от всех наедине с Шурочкой еще больше разожгли в молодом подпоручике любовь к ней, заставили пылко признаться возлюбленной в своих чувствах. Тогда сердце Ромашова забилось сильнее, но он не достиг желаемого счастья с Шурочкой. Более того, она, назвав молодого офицера «милым» и «любимым человеком», просит его больше не приходить к ним домой из-за грязных анонимных писем, приходящих в дом к Николаевым. Теперь Юрию Алексеевичу остается только ходить у нее под окнами, бросать в них цветы и мысленно обращаться к возлюбленной. «...Часто, увидав издали женщину, которая фигурой, походкой, шляпкой напоминала ему Шурочку, он бежал за ней со стесненным сердцем, с прерывающимся дыханием, чувствуя, как у него руки от волнения делаются холодными и влажными».

А любила ли сама Александра Петровна Георгия Ромашова? Трудно однозначно сказать «да», даже, несмотря на ее нежные слова в адрес молодого подпоручика. Главный герой повести восхищается бледным смуглым лицом Саши, ее горящими губами, гибкостью ее тела и родинкой на ухе. Сама же Александра рада слушать в свой адрес комплименты от постороннего мужчины в присутствии своего супруга. Она готова проявить сиюминутную нежность, иногда даже заботу об «арестантике» Ромашове, но в день пикника она, умело раздразнив молодого офицера, не может, не хочет отдаться пылко любящему ее подпоручику. Объясняет это она нежеланием трусости и обмана. Но накануне дуэли Шурочка все же позволила возлюбленному «взять их счастье», предварительно договорившись с Ромашовым об условиях поединка, которые будут выгодны и ее семейству, и молодому офицеру. На мой взгляд, самые точные слова об Александре Николаевой произнес Василий Назанский, бывший возлюбленный Шурочки и близкий друг подпоручика Ромашова: «Пожалуй, она никогда и никого не любила, кроме себя. В ней пропасть властолюбия, какая-то злая и гордая сила. И в то же время она — такая добрая, женственная, бесконечно милая. Точно в ней два человека: один — с сухим, эгоистичным умом, другой — с нежным и страстным сердцем». Из тайного последнего разговора Александры Петровны с Ромашовым становится очевидным, что молодая женщина сначала беспокоится о своей выгоде, своей репутации, о своем деле (чтобы муж успешно выдержал экзамены), а потом уже вспоминает о чести Георгия Алексеевича. В отчаянии, доходящем до слез, Шурочка обещает «сгореть в один миг как фейерверк», если репутация ее мужа пострадает, и его оставят в полку. Это не могло не тронуть до глубины души Ромашова, ведь счастье и благополучие любимой женщины ему дороже всего на свете!

Молодому офицеру не остается ничего другого, как покориться воле Александры Петровны. Ее слова «Вы непременно должны завтра стреляться» звучат для «Ромочки» как приказ. Несмотря на разумный совет Назанского не играть со смертью, Ромашов идет на этот опасный шаг во имя любви, во имя исполнения желания возлюбленной.

Ответы

Какова тема повести?

Кризис России, всех сфер русской жизни

Какие три основные тематические линии вы увидели в повести?

Жизнь офицеров, солдат, отношения между людьми

Как Куприн рисует образы офицеров?

Жестокими штрихами, Куприн рисует армейскую среду. Из многолетнего опыта созданы образы офицеров. Почти все карьеристы, пьяницы, тупые и невежественные. Служба для них скучная, тягостная обязанность. Интеллектуальных интересов нет никаких, ни читать, ни думать они не умеют, да и не хотят.

Куприну удалось создать целую галерею портретов. Это и представители старшего поколении –полковник Шульгович, капитан Слива, капитан Осадчий, отличающийся бесчеловечностью по отношению к солдатам и признающий только палочную дисциплину.

Есть и более молодые офицеры – Назнанский, Веткин, Бек-Агамалов. Их жизнь ничуть не лучше. Смирившись с деспотичными порядками в армии, они пытаются спастись от действительности в пьянстве.

Согласны ли вы с тем, что офицеры в повести «Поединок» имеют единое «типовое» лицо? В чём проявляется это «единство»?

Сравнение с животными, Куприн в описании офицеров употребляет эпитет «звериный»

Куприн изображает, как в условиях армии идёт «расчеловечивание» человека – солдата и офицера, как погибает русская армия

Как изображены «полковые дамы»?

Жёны офицеров такие же хищные и кровожадные, как и их мужья. Злы, глупы, невежественны, лицемерны. Полковые дамы – олицетворение крайнего убожества. Их будни сотканы из сплетен, провинциальной игры в светскость, скучных и пошлых связей. Наиболее отталкивающий образ – Раиса Петерсон, жена капитана Тальмана. Злая, тупая, развратная и мстительная. « О, какая она противная!» - с отвращением думает о ней Ромашов. « И от мысли о прежней физической близости с этой женщиной у него было такое ощущение, точно он не мылся несколько месяцев и не переменял белья» (гл. 9).

Не лучше и остальные «дамы» . Даже у внешне обаятельной Шурочки Николаевой проявляются черты вроде бы не похожего на него Осадчего: она ратует за поединки со смертельным исходом, говорит: « Я бы таких людей стреляла, как бешеных собак ». Истинно женского в ней не осталось: « Я не хочу ребёнка. Фу, какая гадость !» - признаётся она Ромашову (гл. 14). Мысли о возможности другой жизни соединяются у него с мыслями о любви к Шурочке Николаевой . Милая, женственная Шурочка, в которую влюблён Назанский, по существу виновна в убийстве Ромашова на дуэли. Корысть, расчёт, властолюбие, двоедушие , « какая-то злая и гордая сила », изворотливость Шурочки не замечаются влюблённым Ромашовым. Она требует: « Вы непременно должны завтра стреляться » - и Ромашов соглашается ради неё на поединок, которого можно было избежать.

Что говорит Куприн о солдатах?

А) плохо соображающий, недогадливый Б ондаренко ,

Б) запуганный, оглушённый окриками Архипов , который « не понимает и не может заучить самых простых вещей »,

В) неудачник Хлебников. Более других детализирован его образ. Разорённый, безземельный и обнищавший русский мужик, « забритый в солдаты». Солдатская доля Хлебникова мучительна и жалка. Телесные наказания и постоянные унижения – вот его удел. Больной и слабосильный, с лицом « в кулачок », на котором нелепо торчал вздёрнутый кверху грязный нос, с глазами, в которых « застыл тупой, покорный ужас », этот солдатик стал в роте всеобщим насмешищем и объектом для издевательства и ругани. Его доводят до мысли о самоубийстве, от которого его спасает Ромашов, увидевший в Хлебникове брата-человека. Жалея Хлебникова, Ромашов говорит: « Хлебников, тебе плохо? И мне нехорошо, голубчик… Я ничего не понимаю из того, что делается на свете. Все – какая-то дикая, бессмысленная, жестокая чепуха! Но надо терпеть, мой милый, надо терпеть …» Хлебников, хотя и видит в Ромашове доброго человека, по-человечески относящегося к простому солдату, но, прежде всего, видит в нём барина . Жестокость, несправедливость, нелепость жизнеустройства становятся очевидны, но выхода из этого ужаса, кроме терпения, герой не видит.

Г) образованный, умный, независимый Фокин.

Изображая серых, обезличенных, придавленных « собственным невежеством, общим рабством, начальническим равнодушием, произволом и насилием » солдат, Куприн вызывает в читателе сострадание к ним, показывает, что на самом деле это живые люди, а не безликие «винтики» военной машины .

Так Куприн выходит ещё на одну, очень важную тему тему личности.

Образ Ромашова.

Поручик Ромашов дан в непрерывном движении, в процессе его внутреннего изменения и духовного роста. Он отличается коренным образом от всех офицеров в повести.

Главный герой повести - подпоручик Юрий Алексеевич Ромашов. О нём Куприн скажет: «Он мой двойник». Действительно, в этом герое воплощены самые лучшие черты героев Куприна: честность, порядочность, интеллигентность, но при этом некая мечтательность, желание изменить мир в лучшую сторону. Назнанский говорит о Ромашове: «В Вас… какой-то внутренний свет. Но в нашей берлоге его погасят»

Кто из героев повести переживает «серьёзный нравственный переворот»? С чем он связан?

Ромашов. Милосердие одержало победу над греховной сущностью человека.

В чём значение названия повести?

1. Офицерская дуэль – Ромашов и Николаев

2. Ромашов в поединке с действительностью проигрывает. Если бы выжил, его ждала бы нравственная гибель в армейской среде

Но название имеет и метафорический , символический смысл. Куприн писал: «всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всём. Что я испытал и видел, я должен написать. И своим романом я вызову на поединок царскую армию». Название имеет и другой, гораздо больший социальный аспект. Повесть – поединок Куприна со всей армией , со всей системой, убивающей в человеке личность и убивающей самого человека. В 1905 г. эта повесть, конечно, была воспринята революционными силами как призыв к борьбе. Но и почти через сто лет после написания повесть остаётся призывом к уважению человеческой личности, к примирению и братской любви.

3. Смысл названия – в поединке Ромашова с тем дурным, что есть в нём самом . Этот конфликт даётся как философский, постижение героем свободы и необходимости.

Тема поединка – знак самой действительности, разобщённость людей, непонимание одного человека другим.

Никогда не понимал раньше самодостаточности Олеси и ее бабушки из повести Куприна «Олеся». Живут умные русские женщины в лесу и ничего им больше не нужно. Олеся на самом деле Алена, Олесей ее стали звать в Полесье, куда бабушка привезла внучку из России.

И вот перечитал повесть, а там все ясно, на это просто не обращал внимания в силу нашей советской темноты. Олеся полна потусторонней силы, и ее мать была такая, и ее бабушка такая. Олеся уверена, что сила эта от Дьявола. Герой повести признает за ней эту силу, но пытается ей все объяснить рационально, рассказывает про гипноз, по научные открытия. Сам он понимает, что Олеся владеет некими древними техниками, частью каких-то древних знаний. И начинает склонять Олесю сходить в церковь, чтобы она поняла, что ничего в ней нет от темных сил.

Олеся знает судьбу своего любимого, знает свою судьбу, но с какого-то момента воля ее мужчины становится сильнее ее воли, она идет в церковь и случается беда, но не метафизическая, а вполне бытовая, которая приводит к концу любовный роман.

Герой желал примирить непримиримое.

Так почему Олеся и бабушка такие самодостаточные? А все просто, в них живет сила, которой нет в других людях, они чувствуют эту силу, она держит их на плаву.

Но какая жертвенная любовь Олеси!

А вот другая героиня из повести Куприна «Поединок» Шурочка, эта самый черный женский образ, который я могу только вспомнить в русской литературе. И опять же этот как-то пролетало мимо, ибо критика писала об ужасах офицерского быта, но ужас-то повести в другом.

Шурочка, которую Куприн выписывает, как необыкновенно очаровательную женщину, в самом деле, очень привлекательная. Но что она делает? Она убивает почти в прямом смысле слова двух благородных людей, тридцатилетнего Назанского и мальчика двадцати одного года поручика Ромашова.

Оба безумно влюблены в нее, она влюбляет их в себя. Но когда Назанский пытается начать новую жизнь, уходит из армии, честолюбивая, стремящаяся к богатству и светской жизни Шурочка не следует за ним, ей не нужна простая жизнь. В итоге Назанский возвращается на службу, чтобы быть рядом с любимой женщиной (она замужем за другим офицером), спивается и сходит с ума.

Драматично и с Ромашовым, Шурочка кокетничает с ним, начинает роман, но ее муж ревнует, вызывает Ромашова на дуэль. Ночью перед поединком Шурочка приходит к мальчишке Ромашову, отдается ему и говорит, что ее муж будет стрелять в воздух, что тоже должен сделать Ромашов.

В итоге муж Шурочки убивает мальчишку наповал, но зато Шурочка с мужем едут поступать в Академию Генерального штаба, т.е. поступать в третий раз будет ее муж, а у Шурочки появляется шанс на светскую жизнь.

Вот тебе и на! Связанная с темными силами Олеся – пример жертвенности и благородства, и Шурочка пример самой низкой твари, какой только может быть женщина. Использует свои чары ради каприза, от скуки, чтобы потом уничтожить мужчин.

Что-то в образе Шурочки видно от первой жены Куприна, именно с ней он жил, когда писал «Поединок».