Возрастные периоды развития человека. Размножение

187. Запишите определения.

Гомологичные хромосомы - парные, одинаковые по форме и размеру хромосомы, несущие одинаковые гены.

Диплоидный хромосомный набор - хромосомный набор, представленный парными хромосомами.

188. Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей мужсой полвой системы, обозначенных цифрами.

2 - мочеиспускательный канал

3 - головка пениса

4 - семенник

5 - мошонка

6 - придаток семенника

7 - предстательная железа

8 - семявыводящий поток

189. Выпишите органы, составляющие женскую половую систему.

Состоит из внутренних и внешних половых органов. Внутренние органы расположены в полости малого таза. К внутренним половым органам относятся яичники, маточные трубы, матка.

190. Дополните предложения.

Мужские половые клетки - сперматозоиды образуются в семенниках. Женские половые клетки - яйцеклетки обазуются в яичниках.

191. Запишите определения.

Оплодотворение - слияние яйцеклетки и сперматозоида.

Зигота - зародышевая клетка, образующаяся в результате оплодотворения.

Плацента - детское место, через которую осуществляется питание зародыша.

192. Каковы строение и функции плаценты?

Плацента имеет форму диска диаметром около 20 см и толщиной около 5 см. В ней соприкасаются не сливаясь кровеносные сосуды матери и зародыша. Через плаценту происходит снабжение зародыша питательными вечествами, кислородом. Также защищает зародыш от чужеродных веществ.

193. Объясните, в чем преимущество полового размножения по сравнению с бесполым.

При половом происходит скрещивание генов и наследуются признаки обоих родителей, при бесполом потомство получает геном родителя и, собственно, от него ничем не отличаются.

194. Дайте характеристику основных этапов развития человека.

Рождение - после рождения ребенка его пуповину перевязывают в двух местах и перерезают между перетяжками. С этих пор ребенок становится самостоятельным.

Новорожденный - ребенок слаб и беспомощен. Благодаря врожденным рефлексам он сосет грудь матери. Уже через месяц масса ребенка значительно увеличивается, движения усложняются.

Грудной ребенок - в этот период ребенок растет особенно быстро. примерно в 6 месяцев у него начинают прорезываться первые зубы. Ряд органов (глаза) достигают почти взрослых размеров.

Детство - в период от 1 до 3 лет у ребенка прорезываются все солочные зубы. Развиваются речь и память ребенка. Он начинает ориентироваться в окружающем мире.

Подростковый возраст - в 12-16 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки. К 15-16 годам у мальчиков начинают расти волосы на лице и пр.

Юношеский возраст - (16-21 год) совпадает с периодом созревания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершается, все системы органов достигают своей зрелости.

Зрелый возраст - строение тела в этом возрасте (22-60 лет) изменятеся мало.

Пожилой возраст - (61-74 года) обмен веществ замедляется, происходит снижение работоспособности.

Старческий возраст - снижение работоспособности всех систем организма.

Размножение. Развитие человека. Возрастные процессы

Вариант 1

1 – Б; 2 – В; 3 – А; 4 – Б; 5 – В; 6 – Б; 7 – А; 8 – В; 9 – Б; 10 – А; 11 – Б; 12 – В; 13 – А; 14 – А; 15 – Б; 16 – В.

Вариант 2

1. Яйцеклетки, сперматозоиды, зигота. 2. 46, девочка, мальчик. 3. Семенники, сперматозоиды, предстательной. 4. Яичниках, фолликулах, 28. 5. Трубе, матки, зародыш. 6. Плацента, хориона, пупочный. 7. Беременность, 40, предков. 8. Матки, легкие, пуповины. 9. Безусловным (врожденным), грудное, зубы. 10. Развивается, половое, зрелости.

Вариант 3

1. Мужские половые клетки – сперматозоиды – мелкие, подвижные, состоят из головки с ядром, шейки и хвостика. Женские гаметы – яйцеклетки – крупные, неподвижные, содержат ядро и большое количество цитоплазмы с питательными веществами, развиваются в особых пузырьках – фолликулах. Цикл созревания и развития яйцеклетки составляет 28 дней. Цикл развития сперматозоида – 70–75 дней, время движения по семявыносящим протокам 10–15 дней, жизнеспособность на воздухе – 24 часа, в организме женщины – 3–4 дня.

2. Мужские гаметы содержат Х– и Y-хромосомы, а женские только Х-хромосомы. Сочетание половых хромосом в момент оплодотворения определяет пол будущего ребенка, при комбинации XX рождается девочка, а при комбинации XY – мальчик.

3. Оплодотворение заключается в слиянии ядер сперматозоида и яйцеклетки, этот процесс происходит в маточной трубе. Яйцеклетку окружают множество сперматозоидов и начинают выделять ферменты, разрушающие защитные слои яйцеклетки. После проникновения одного сперматозоида оболочка яйцеклетки становится непроницаема для других мужских гамет. При слиянии отцовских и материнских хромосом формируется зигота с 46 хромосомами и начинается многократное деление, приводящее к формированию многоклеточного шарообразного зародыша, который постепенно перемещается в матку и внедряется в ее слизистую оболочку.

4. Плацента (детское место) – орган, осуществляющий взаимосвязь между развивающимся зародышем и материнским организмом, и выполняющий следующие функции: газообмен; питание; выделение; иммунная защита (поступление готовых антител); секреторная функция (выделение гормона, сохраняющего плод и останавливающего развитие следующей яйцеклетки). Кровь плода и матери не смешивается, обмен веществ идет через стенки капилляров.

5. В процессе развития эмбрион человека повторяет определенные стадии, характерные его далеким животным предкам, например, у него возникают жаберные дуги, хвост, двухкамерное сердце и т. д., впоследствии эти органы исчезают.

6. Это процесс внутриутробного развития ребенка от оплодотворения до рождения длительностью 40 недель. В это время перестраивается весь организм матери, сильные нагрузки испытывают все системы органов, при этом от состояния здоровья матери зависит и жизнеспособность ребенка, поэтому во время беременности женщина должна следить за своим питанием, режимом сна, труда и отдыха, психологическим состоянием, отказаться от алкоголя, курения, приема лекарств.

7. По окончании развития ребенка выделение особых гормонов, например окситоцина, вызывает непроизвольные сокращения матки (родовые схватки), приводящие к появлению ребенка на свет. Новорожденный кричит, начинает самостоятельно дышать, после чего обрезают пуповину.

8. Новорожденным ребенок считается до 1 месяца, а грудным – до 1 года своей жизни. В этот очень важный период младенец вскармливается грудным молоком, активно развивается и растет, у него формируется множество условных рефлексов, начинается общение с окружающим людьми.

9. Период детства длится от 1 до 12 лет, в это время происходит развитие молочных, а затем постоянных зубов, активный рост и прибавка в весе, овладение речью, чтением, письмом. В 12–16 лет происходит половое развитие, формируются вторичные половые признаки, к 21 году завершается развитие всех систем органов.

10. Зрелый возраст (22–60 лет) является периодом физической и творческой активной работоспособности человека, осуществляется репродуктивная функция. После 60 лет происходит замедление обмена веществ, снижение работоспособности всех систем органов, старение организма; масса и длина тела уменьшаются, происходит атрофия органов.

Вариант 4

1. Размножение – универсальное свойство живых организмов воспроизводить себе подобных, в основе которого лежит процесс деления клеток. Значение размножения состоит в поддержании определенного видового состава на Земле, увеличении количества организмов и регенерации клеток и тканей.

2. В половом размножении принимают участие специализированные клетки – гаметы, образуемые двумя родительскими организмами, содержащие половину набора хромосом. Дочерние особи являются результатом сочетания наследственных признаков обоих родителей, что создает возможность появления новых признаков и свойств и ускоряет темп эволюции; это более прогрессивный способ размножения.

3. С 1 по 5-й день цикла происходит отторжение эндометрия матки вследствие гибели предыдущей яйцеклетки, при этом гипоталамус дает команду гипофизу и половым железам к выделению половых гормонов, стимулирующих развитие нового фолликула с 5 по 7-е сутки. С 7 по 14-й день созревает фолликул, выделяющий гормон эстроген, вызывающий развитие яйцеклетки и разрастание эндометрия матки. Примерно на 14-е сутки наступает овуляция (выход яйцеклетки из фолликула) и до 21-го дня на месте яйцеклетки развивается желтое тело, синтезирующее гормон прогестерон, подготавливающий матку к имплантации плодного яйца. На 21-й день наблюдается максимальная активность желтого тела, и в дальнейшем, если оплодотворения не произошло, желтое тело разрушается, яйцеклетка погибает, и на 28-й день эндометрий матки отторгается.

4. Взаимосвязь плода с окружающей средой осуществляется с помощью нескольких образований. Пуповина – шнуровидный орган, идущий от плаценты, соединяет плод с материнским организмом и осуществляет питание и дыхание плода. Плодный пузырь – особые оболочки, в виде мешка, окружающие плод, осуществляют механическую защиту. Околоплодные воды, заполняющие пространство между плодом и амнионом (внутренней плодной оболочкой), обеспечивают защиту, передвижение и развитие плода.

5. Разнояйцевые близнецы образуются при оплодотворении двух яйцеклеток двумя сперматозоидами, при этом каждый плод имеет свою плодную оболочку и отдельную плаценту. Таким образом, могут родиться младенцы одного или разных полов, похожие друг на друга не более, чем обычные братья и сестры. Однояйцевые близнецы появляются в результате того, что после оплодотворения одной яйцеклетки одним сперматозоидом, зигота делится надвое, и происходит развитие двух эмбрионов с идентичным набором хромосом, это будут однополые дети, при этом каждый плод имеет свою оболочку, но общую плаценту.

6. Наследственные факторы – многие паталогии развития плода объясняются особым сочетанием хромосом, например синдром Дауна; недостаток питательных веществ в рационе матери приводит к замедлению роста и развития эмбриона; инфекционные заболевания матери, например краснуха, приводит к нарушению умственного развития ребенка; лекарства, алкоголь, наркотики, препараты бытовой химии могут вызывать различные мутации; загрязнения окружающей среды (химические, радиационные, биологические) также могут выступать в роли мутагенов и вызывать нарушения в развитии разных систем органов; психологические стрессы матери; соли тяжелых металлов вызывают интоксикацию организма матери и плода; алкоголь вызывает пороки развития, а курение беременной женщины приводит к преждевременным родам, меньшей массе новорожденного и различным нарушениям.

7. В течение 1 месяца внутриутробного развития эмбрион достигает размеров 5 мм, формируется голова, туловище, основные органы. На 2-м месяце появляются конечности, лицо, развивается нервная система, появляются мышцы и начинается окостенение скелета; сформированы мочевыделительная, дыхательная, пищеварительная, кровеносная системы. К 3-му месяцу развиваются половые органы, голосовые связки, четче прорисовываются рот, нос, глаза, брови, развиваются печень и почки, размер эмбриона – 10 см. На 4-м месяце голова становится меньше туловища, кожа покрывается пушком, растут волосы на голове, начинают работать сальные и потовые железы, печень, желудок, почки, сердце бьется со скоростью 120–140 ударов в минуту. На 5-м месяце мать ощущает движения плода, он учится глотать, появляются ногти, развиваются легкие. 6-й месяц характеризуется увеличением двигательной активности ребенка, усложнением головного мозга, ребенок спит и бодрствует, лицо становится более четким, длина тела достигает 31 см, а масса до 1 кг. На 7-м месяце масса ребенка 1700 г, рост 40 см, ребенок становится жизнеспособным, у него пробуждаются чувства, он способен слышать, осязать, ощущать вкус. На 8-м месяце окончательно сформированы все системы органов, кожа становится бледно-розовой за счет появления подкожной клетчатки, ребенок принимает окончательное положение перед родами. 9-й месяц – подготовка к родам и появление на свет.

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Женские гаметы называются:
А. Фолликулы
Б. Яйцеклетки
В. Сперматозоиды

2. Половые клетки человека содержат:
А. 46 хромосом
Б. 50 хромосом
В. 23 хромосомы

3. Младенец женского пола развивается при следующем сочетании половых хромосом:
А. XX
Б. XY
В. YY

4. Мужские гаметы образуются:
A. В предстательной железе
Б. В семенниках
B. В семявыносящих протоках

5. Женские гаметы образуются:
А. В маточных трубах
Б. В матке
В. В яичниках

6. Период развития яйцеклетки составляет:
А. 30 дней
Б. 28 дней
В. 25 дней

7. Оплодотворение яйцеклетки происходит:
А. В маточной трубе
Б. В яичнике
В. В матке

8. Имплантация и развитие зародыша происходит:
А. В маточной трубе
Б. В яичнике
В. В матке

9. Зигота человека содержит:
A. 23 хромосомы
Б. 46 хромосом
B. 92 хромосомы

10. Обеспечение зародыша питательными веществами и кислородом осуществляется с помощью:
А. Плаценты
Б. Хориона
В. Амниона

11. Период беременности составляет:
А. 38 недель
Б. 40 недель
В. 42 недели

12. С первым криком у ребенка начинает активно функционировать:
A. Кровеносная система
Б. Пищеварительная система
B. Дыхательная система

13. Ребенок становится самостоятельным организмом:
A. После отрезания пуповины
Б. После первого вдоха
B. После первого кормления

15. Развитие всех молочных зубов и быстрый рост ребенка происходит в период:
А. От 3 до 5 лет
Б. От 1 до 3 лет
В. От 5 до 7 лет

16. Рост и развитие организма завершается:
А. В 10–15 лет
Б. В 30–40 лет
В. В 16–21 год

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. В половом размножении принимают участие мужской и женский организмы, вырабатывающие половые клетки:... и..., при слиянии которых образуется...
2. Зигота человека содержит... хромосом, при сочетании половых хромосом XX рождается..., a XY –
3. Мужские половые железы – ... синтезируют половые клетки..., питание и развитие которых обеспечивает семенная жидкость, вырабатываемая... железой.
4. Яйцеклетки развиваются в..., в особых пузырьках – ..., период созревания составляет... дней.
5. Оплодотворение происходит в маточной..., зигота имплантируется в стенку..., где развивается многоклеточный...
6. Питание, дыхание и метаболизм зародыша обеспечивает особая оболочка – ..., развивающаяся из ворсинок..., связь плода с организмом матери осуществляется через... канатик.
7. Период внутриутробного развития зародыша называется... и длится... недель, в течение которых эмбрион человека проходит стадии развития своих...
8. В результате непроизвольных сокращений... ребенок появляется на свет, с первым криком расправляются его..., а после отрезания... он становится самостоятельным существом.
9. Новорожденный ребенок существует благодаря... рефлексам, основу его питания составляет... молоко, а к 6 месяцам прорезываются...
10. В период от 1 до 3 лет ребенок активно... и быстро растет, в 12–16 лет начинается... созревание, а к 21 году все системы организма достигают своей...

Вариант 1

Задание. Выберите один правильный ответ.

1. Женские гаметы называются:

А. Фолликулы

Б. Яйцеклетки

В. Сперматозоиды

2. Половые клетки человека содержат:

А. 46 хромосом

Б. 50 хромосом

В. 23 хромосомы

3. Младенец женского пола развивается при следующем сочетании половых хромосом:

4. Мужские гаметы образуются:

A. В предстательной железе

Б. В семенниках

B. В семявыносящих протоках

5. Женские гаметы образуются:

А. В маточных трубах

Б. В матке

В. В яичниках

6. Период развития яйцеклетки составляет:

7. Оплодотворение яйцеклетки происходит:

А. В маточной трубе

Б. В яичнике

В. В матке

8. Имплантация и развитие зародыша происходит:

А. В маточной трубе

Б. В яичнике

В. В матке

9. Зигота человека содержит:

A. 23 хромосомы

Б. 46 хромосом

B. 92 хромосомы

10. Обеспечение зародыша питательными веществами и кислородом осуществляется с помощью:

А. Плаценты

Б. Хориона

В. Амниона

11. Период беременности составляет:

А. 38 недель

Б. 40 недель

В. 42 недели

12. С первым криком у ребенка начинает активно функционировать:

A. Кровеносная система

Б. Пищеварительная система

B. Дыхательная система

13. Ребенок становится самостоятельным организмом:

A. После отрезания пуповины

Б. После первого вдоха

B. После первого кормления

А. До 1 месяца

Б. До 3 месяцев

В. До 12 месяцев

15. Развитие всех молочных зубов и быстрый рост ребенка происходит в период:

А. От 3 до 5 лет

Б. От 1 до 3 лет

В. От 5 до 7 лет

16. Рост и развитие организма завершается:

А. В 10–15 лет

Б. В 30–40 лет

В. В 16–21 год

Вариант 2

Задание. Вставьте пропущенное слово.

1. В половом размножении принимают участие мужской и женский организмы, вырабатывающие половые клетки:... и..., при слиянии которых образуется...

2. Зигота человека содержит... хромосом, при сочетании половых хромосом XX рождается..., a XY – ...

3. Мужские половые железы – ... синтезируют половые клетки..., питание и развитие которых обеспечивает семенная жидкость, вырабатываемая... железой.

4. Яйцеклетки развиваются в..., в особых пузырьках – ..., период созревания составляет... дней.

5. Оплодотворение происходит в маточной..., зигота имплантируется в стенку..., где развивается многоклеточный...

6. Питание, дыхание и метаболизм зародыша обеспечивает особая оболочка – ..., развивающаяся из ворсинок..., связь плода с организмом матери осуществляется через... канатик.

7. Период внутриутробного развития зародыша называется... и длится... недель, в течение которых эмбрион человека проходит стадии развития своих...

8. В результате непроизвольных сокращений... ребенок появляется на свет, с первым криком расправляются его..., а после отрезания... он становится самостоятельным существом.

9. Новорожденный ребенок существует благодаря... рефлексам, основу его питания составляет... молоко, а к 6 месяцам прорезываются...

10. В период от 1 до 3 лет ребенок активно... и быстро растет, в 12–16 лет начинается... созревание, а к 21 году все системы организма достигают своей...

Вариант 3

Задание. Дайте краткий ответ из одного-двух предложений.

1. Охарактеризуйте основные черты половых клеток человека.

2. Как формируется пол ребенка?

3. Опишите процесс оплодотворения и начальные стадии развития зародыша.

4. Перечислите основные функции плаценты.

5. Какие особенности эмбрионального развития доказывают общность происхождения человека и животных?

6. Что такое беременность?

7. Как происходят роды?

8. В чем особенность новорожденного и грудного периода развития ребенка?

9. На какие периоды можно разделить развитие человека от 1 до 21 года?

10. Что происходит с человеком в зрелом, пожилом и старческом возрасте?

Вариант 4

Задание. Дайте полный развернутый ответ.

1. В чем значение размножения?

2. Каковы отличия полового размножения от бесполого?

3. Охарактеризуйте цикл развития яйцеклетки.

4. Каким образом осуществляется взаимосвязь плода с окружающей средой?

5. Как рождаются близнецы? Какие виды близнецов существуют?

6. Перечислите факторы, негативно влияющие на развитие эмбриона человека.

7. Назовите важнейшие этапы внутриутробного развития ребенка.

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА.

ВОЗРАСТНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Человек рождается, растет, размножается, стареет и умирает…

В среднем продолжительность жизни у мужчин 73 года , а у женщин 77 лет.


РОЖДЕНИЕ

Перед родами у женщины начинаются родовые схватки – непроизвольные сокращения матки, им помогает периодическое сокращение мышц брюшного пресса.

У появившегося на свет ребенка расправляются легкие, с первым криком он начинает дышать самостоятельно.

После рождения ребенка его пуповину (пупочный канатик) перевязывают в двух местах, а затем перерезают между перетяжками. Ребенок становится самостоятельным.


НОВОРОЖДЕННЫЙ

ШКАЛА АПГАР

При рождении средний ребенок имеет сравнительно большую для его тела голову и довольно слабые и короткие ручки и ножки. Фактически его голова составляет почти четверть веса всего тела. Он все еще находится в позе эмбриона и останется в ней в течение первых недель.

Через минуту после рождения ребенок проходит тест - его оценят по шкале Апгар. Оценка, которую получит ребенок, показывает не только его состояние при рождении, но и необходимость реанимационных мероприятий, если малыш родился с низкой оценкой.

цвет кожи

отсутствует

сердцебиение

синюшные конечности

розовый, красный

медленное, неравномерное

отсутствует

рефлексы

менее 120 уд/мин

отсутствуют

мышечный тонус

хорошее, громкий плач

более 120 уд/мин

легкая гримаса

отсутствует

кашляет, чихает, кричит

конечности согнуты

активно двигает частями тела


ГРУДНОЙ РЕБЕНОК

С момента рождения и перерезки пупочного канатика у ребёнка прекращается

непосредственная связь с организмом матери, и он вступает в свой первый период жизни - период новорождённости. Со

2-го месяца начинается второй период жизни - период грудного возраста, продолжающийся до конца первого года. В этот период происходит усиленное развитие функциональных

способностей всех органов и систем организма ребёнка. Наиболее характерной особенностью грудного

возраста является увеличение роста и нарастание массы тела.


ДЕТСТВО

- это период человеческого развития, когда он учится понимать окружающий мир. В течение детства происходит чрезвычайно интенсивное физическое и психическое развитие. Критически важным периодом развития является раннее детство.


ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

В 12-16 лет у подростков усиливаются вторичные половые признаки.

Обычно этот возраст называют переходным.


ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

(16-21 год) совпадает с периодом созревания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершается, все системы органов практически достигают своей зрелости.


Строение тела в зрелом возрасте изменяется мало, а в пожилом и старческом

Прослеживается характерная для этих возрастов перестройка: обмен веществ замедляется, происходит снижение работоспособности всех систем органов.

Активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой замедляют процесс старения.